ПРОБЛЕМНАЯ ЗАПИСКА
к 69 специальному заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
на тему: «Гражданское участие в создании и сохранении особо
охраняемых природных территорий»

Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является важной составляющей поддержания экологического баланса и обеспечения экологических прав граждан России. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Устойчивость сети ООПТ обеспечивает выполнение Российской Федерацией  международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
Сейчас ООПТ занимают около 13% территории России, что меньше международно рекомендованных норм (при этом, государственные природные заповедники и национальные парки, наиболее законодательно защищенные и имеющие наиболее строгий режим особой охраны, занимают около 3% территории) . Ряд российских ООПТ подпадают под действия международных конвенций и соглашений, в частности, отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Экологическая доктрина России 2002 г. рассматривают создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года  относит управление системой ООПТ к решению основных задач в области обеспечения экологической безопасности государства. Необходимость дальнейшего развития ООПТ отражена и в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ 2019 г.
К сожалению, несмотря на это, не прекращаются попытки ослабления правовой защиты ООПТ, а также изъятие их участков для реализации различных видов хозяйственной деятельности. Это касается и ООПТ, наиболее важных для жителей мегаполисов (строительство различных объектов на территории национального парка «Лосиный остров» и в его охранной зоне), и наиболее экологически ценных ООПТ, в том числе подпадающих под действие международных конвенций (планы строительства спортивных объектов и инфраструктуры на территории Кавказского биосферного заповедника, национального парка «Самарская Лука», планы добычи полезных ископаемых на территории национального парка «Югыд ва» и др.).
Эти ситуации часто имеют серьезный общественный резонанс, а также являются поводом для обращений в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Проблемы ООПТ поднимаются почти во всех выездных заседаниях Совета.
В настоящее время разрабатываются несколько законопроектов, которые могут значительно ослабить правовую защиту ООПТ.
В связи с изложенным представляется важным рассмотреть на специальном заседании Совета следующие актуальные вопросы в сфере развития и сохранения сети ООПТ России:
1. Ключевые нерешённые проблемы в сфере государственного управления ООПТ:
- рост социальных конфликтов с населением, проживающим на ООПТ (наличие чрезмерных ограничений и административных барьеров, установленных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом «Об экологической экспертизе», Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ); 
- недостаточная законодательная защищенность заповедников и национальных парков (продолжающиеся попытки изъятия земельных участков из состава их территорий; невозможность на практике привлечения к уголовной ответственности лиц по ст. 262 Уголовного кодекса РФ; нерешённые проблемы в деле создания охранных зон, угрозы ослабления эффектвиности надзорной деятельности на ООПТ в связи с проектом нового Кодекса РФ об административных правонарушениях);
- низкий уровень материального стимулирования, недостаточная социальная и правовая защищённость инспекторского состава ООПТ (в т.ч. в контексте реализации «регуляторной гильотины»);
- угроза девальвации идеи сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в ходе развития экологического туризма на ООПТ;
- необходимость создания специализированного Федерального агентства по ООПТ. 
2. Проблемы функционирования ООПТ федерального значения, включая взаимодействие с населением:
- проблемы регулирования природопользования, сохранения культурного наследия и взаимодействия с местным населением в национальных парках; 
- проблемы государственных природных заповедников;
3. Проблемы ООПТ, подпадающих под действие международных Конвенций и программ.
4. Проблемы ООПТ, расположенных в Арктической зоне России и местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
5. Проблемы функционирования ООПТ регионального значения:
- недостаточная правовая защищенность, ослабление правовой защиты, изменение границ или режима ООПТ в целях реализации на их территориях различных хозяйственных проектов, прокладка линейных объектов через ООПТ, отсутствие в ряде регионов специализированных государственных учреждений по управлению ООПТ.
6. Проблемы ООПТ, расположенных в городских агломерациях:
- проблемы национального парка «Лосиный остров»;
- проблемы иных городских ООПТ (в т.ч. на примере г. Москвы).