На очередных вечерних посиделках в пустой аудитории профессор Соколов был очень удивлён вопросом своего студента Сергея Рокотова о том, что, в общем-то, является довольно важным вопросом, но на лекциях почему-то до сих пор так и не затронутым.
– Профессор, – поинтересовался студент, – народ до икоты накормлен разными грандиозными социальными и политическими целями, прожектами, но ожидания масс почему-то регулярно проваливаются как с достижением любых целей, так и на пути к ним. Мы можем разобраться в принципе, что за каша в этих целях и какие из них выполнимые, а какие нет?

Дальше

– Можем. Ты, наверное, имеешь в виду то, чем дурят людям голову в информационном пространстве уже сотни лет?
– Да, именно об этом. Невозможно разобрать какие из них правильные, а какие ложные. В идеологиях и теориях можно утонуть с головой, так ничего и не поняв.
– А не надо их и читать. Чтобы понять правильность цели не требуется лезть в науку и идеологию. Достаточно понимать принципиальную сущность понятия "цель" и сопоставить с тем, что с самого начала сулит пропаганда или призывы к каким-либо действиям.
– Всяких заманчивых целей плавает в мире великое множество. Как среди них не заблудиться?
– Всего лишь нужно понимать принципиальную суть целей. Они бывают конкретные и абстрактные, системные и локальные, иллюзорные и достижимые. Вот первые четыре понятия принципиальных целей, в общем-то охватывают всё их частное богатство. Запомни их назубок и одурить тебя уже вряд ли удастся любой идеологией, если ты сам этого не захочешь.
– Ну, что вы, Иван Васильевич, зачем я стану дурить себя самого?
– Ой, не зарекайся. Попасть на крючок ложных аргументов, обаяние красноречивого прохиндея может почти каждый. На том и стоит политика.
– Ладно, буду внимательнее. Так что же такое конкретная цель?
– Реальный предмет стремления, осязаемый органами чувств конечный результат, к достижению которого приложены усилия. Например, не только что-то материальное, но и законы, применение которых ведёт к изменению состояния людей. То есть законы совершенно конкретны и их установление, изменение, отмена могут быть достижимой целью.
– А что такое абстрактная цель?
– Это неопределенный, идеальный, неосязаемый, увлекательный объект стремлений в мыслях. Её можно представить в воображении, но из-за отсутствия осязаемости достичь невозможно. То есть абстрактная цель – это самообман. Примеры абстрактной цели – это свобода и, собственно, справедливость тоже, ибо они всего лишь этические понятия, которые недостижимы, если не имеют конкретных свойств, прописанных в законах. Но в массах нет никакого понятия о том, как справедливость и произвол выглядят в законах, и в результате требования толп бесплодны. Там, где цель абстрактна, обычно зреет какая-нибудь  афера сознательная или бессознательная. Результат для масс один – обман ожиданий.
– Понятно. А вот с системностью цели мне не очень понятно. Каковы её признаки?
– Тоже не так уж сложно. Это процесс, радикально меняющий качество общественных отношений. Сюда вовлекаются огромные массы людей и ресурсов. Например, революция - это системная цель, но чаще всего абстрактная. Законотворчество тоже преследует системные цели. Чтобы было понятнее представь себе механическую систему. Что делает её системой? Зависимость всех деталей и узлов друг от друга. Испорти одну деталь и весь механизм, если и не остановится, то начинает хромать. В любой системе как механической, так и социальной всегда есть уязвимая точка. Бабахни по ней и вся система останавливается, разваливается.
– И в самом деле, понять несложно. Тогда, что такое локальная цель я сам попробую сказать.
– Ну-ну.
– Локальная цель – это, например, стремление изменить что-то только в отношении одного или нескольких каких-то конкретных объектов, одного человека или ограниченной группы лиц. Такое стремление обычно конкретно относительно выбора объекта, но часто абстрактно по части исполнения.
– Верно. Ещё что?
– Достижение локальных целей никогда к системным сдвигам не ведёт.
– Вот-вот. Протестное движение в мире пытается достичь локальных и абстрактных целей, а ожидает почему-то конкретных системных сдвигов. Нонсенс!
– Иван Васильевич, вы ещё упомянули об иллюзорных и достижимых целях. Это как?
– Никак. Обе и многие другие цели являются частными случаями того, что мы уже обсудили.
– Ну, хотя бы пример распространённой иллюзорной цели.
– Пример, значит? Есть такой пример – коммунизм. Чистой воды абстракция, но дело даже не в этом, а в противоречиях самой идеологии. Один из теоретических признаков коммунизма сам по себе является признаком его неосуществимости. Хотя сама идея такой социальной системы хороша, но только как идея.
– Вот даже как? И что же это за мину апологеты коммунизма под него сами же и заложили?
– Упразднение денег.
Последовало долгое молчание.
– Я не понял, – признался студент.
– Да? А ведь всё очень просто. Деньги появились как средство оценки полезности и качества труда. Убери их, и возможность оценки труда исчезает. Он становится никаким и произвольным. Общество становится нежизнеспособным. Интересная и красивая иллюзия этот коммунизм, как интересна "Утопия" Томаса Мора. Но не надо даже пытаться его построить. Он недостижим.
– Вот так фокус! Что же получается? У человечества совсем нет "светлой дали"?
– Почему нет? А прямое народовластие? Оно достижимо, справедливо, очень просто как система. Как пример оно перед глазами в виде системы полезного труда. Включите власть в эту систему и всё – народовластие через какое-то время состоялось. Такие вот дела. Ладно, если хочешь, то сиди здесь, а я пошёл. Придумай ещё какую-нибудь интересную тему для вечернего разговора.